Одной из самых знаменитых и значимых опер Петра Ильича Чайковского, по праву считается «Евгений Онегин». Чуть более 140 лет шедевр Пушкина — Чайковского «Евгений Онегин» сохраняет свой высокий репертуарный рейтинг.
Первоначальная идея о написании оперы на сюжет Александра Сергеевича Пушкина, пришла не самому Чайковскому. Известная оперная певица той эпохи Елизавета Андреевна Лавровская, к таланту которой Чайковский испытывал глубокое уважение, подсказала композитору обратиться к сюжету пушкинского романа. В самом начале сама идея и сюжет не привлекли внимание Чайковского, но чем больше он погружался в строки произведения Пушкина, тем больше он «повиновался непобедимому внутреннему влечению» к работе с этим материалом.
«Пусть моя опера будет не сценична, - писал он своему брату Модесту, — пусть в ней мало действия, но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет». Именно этот страстный, искренний порыв и великая увлеченность композитора, создают в его опере особое обаяние искренней непосредственности, свежести и теплоты выражения.
Конечно, как это происходит довольно часто, от полностью оригинального текста поэта Чайковскому пришлось отказаться, руководствуясь условностями сценического жанра, который часто диктует свои законы, столь разнящиеся с законами литературного повествования. При создании оперного либретто, композитор проявил немалую изобретательность: во-первых, выразительные пушкинские характеристики, которые излагаются в романе от лица автора, композитор вложил в уста самих героев, передавая их внутренние душевные переживания; во-вторых, он задумал соединить стихи Пушкина,с иными, в том числе и своими. Все это позволило опере стать тем идеалом «интимной, носильной драмы», в которой главными лицами становятся реальные люди и их настоящие жизни.
Исторически известно, что премьерная постановка оперы «Евгений Онегин» состоялась в Москве на сцене Малого театра 17 марта 1879 года силами студентов Московской консерватории и имела характер камерный. Оркестр состоял из 32 инструменталистов, хор из 48 учеников. «Лирическими сценами» дирижировал Николай Рубинштейн (основатель и первый директор Московской консерватории), режиссером был Иван Самарин (актер театра), хормейстером Карл Альбрехт. Чуть позже, для сцены Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге Чайковский сделал другую версию, превратив «лирические сцены» в «большую оперу».
Таким образом, уже при жизни композитора были созданы две версии оперы.Первая - авторский московский вариант, в котором Чайковский допустил существенное отступление от пушкинского романа — в заключительной картине Татьяна падала в объятия Онегина! Вторая, более поздняя - петербургская версия, в которой Татьяна отказывает Онегину и произносит ключевые для понимания смысла всей оперы слова: «Я отдана теперь другому....я буду век ему верна». Версии двух столиц отражают известную свободу подхода композитора к сценическому воплощению «Евгения Онегина», что открывает современным постановкам возможность дальнейших его прочтений.
Сценическая судьба оперы складывалась невероятно удачно. Еще при жизни композитора опера шла на главных сценах России и Европы, была популярна в частных труппах, ставилась в виде ученических и даже домашних спектаклей.На сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая «Евгений Онегин» впервые был поставлен в 1935 году. Первой исполнительницей роли Татьяны стала легендарная Куляш Байсеитова. Опера исполнялась на казахском языке.В основе текста был первый перевод пушкинской поэмы на казахский язык выдающегося поэта, просветителя, родоначальника письменной национальной литературы Абая Кунанбаева. а на русском языке. В главных партиях выступили Куляш Байсеитова и Ришат Абдуллин. С тех пор опера неизменно находится в репертуаре театра.
В 1946 году опера была поставлена В разные годы главные партии исполняли: Муслим Абдуллин, Байгали Досымжанов,Юрий Якунин, Василий Яковенко, Эра Епанешникова, Кенес Бактаев, Нина Радченко, Виталий Орленин, Роза Джаманова, Гафиз Есимов, Султан Байсултанов, Ермек Серкебаев и Алибек Днишев.
Режисер
Ирина Лычагина, Канат Омаров
В ролях
Дулат Токанов, Дамир Садуахасов, Надия Наденова, Елена Никнова, Оксана Давыденко, Ляззат Бримгазина, Таир Тажи, Евгений Шагаров, Азамат Малышов, Тахауи Рахметов