Полная экспрессии, жестокости, откровенных чувств и тёмных страстей одноактная опера Рихарда Штрауса написана на либретто Гуго фон Гофмансталя, который декадентски, в духе психоанализа, переработал трагедию Софокла и архетипический античный миф.
Опера Рихарда Штрауса демонстрируется на немецком языке с русскими субтитрами.
Электра одержима жаждой мести своей матери Клитемнестре и её любовнику Эгисту за убийство отца, Агамемнона. Две исключительные литовские сопрано – Аушрине Стундите и Асмик Григорян – воплощают партии Электры и её сестры Хрисофемиды в многоплановой психологической постановке Кшиштофа Варликовского на музыкальном пиршестве, которое приготовил нам Венский филармонический оркестр под управлением Франца Вельзера-Мёста.
Однажды в 1903 году в Берлине Рихард Штраус увидел, как Макс Райнхардт поставил пьесу Гуго фон Гофмансталя на основе античного мифа об Электре — о дочерней ревности и мести, о силе крови и освобождении через смерть. И решил написать оперу «Электра» на либретто своего друга и постоянного соавтора Гофмансталя. В 1909 году опера Штрауса «Электра» прозвучала в Дрездене. А в 1920 году Штраус, Гофмансталь и Райнхардт основали Зальцбургский фестиваль — первое в истории художественное предприятие, вовлекшее целый город в театрально-музыкальный контекст, превратившее его улицы и площади в театральные подмостки вместе с театрами и концертными залами.
Прошло ещё 100 лет, и «Электру» выбирают для юбилейного Зальцбургского фестиваля 2020 года. И хотя в планы его проведения вторгается пандемия, фестиваль всё же героически проходит, и в его сокращённой программе остаётся и с огромным успехом даётся «Электра» в постановке Кшиштофа Варликовского и под музыкальным руководством Франца Вельзера-Мёста. Асмик Григорян, которая за два года до этого стала сенсацией Зальцбургского фестиваля в партии Саломеи из предыдущей оперы Штрауса, на сей раз приглашена на партию сестры Электры, Хрисофемиды. А в главной партии — другая исключительная по своим дарованиям, тоже литовская певица Аушрине Стундите.
Варликовский ставит психологическую драму, действие которой одновременно развивается на нескольких планах — у длинного бассейна с проточной водой, как бы отражающей и усиливающей мизансцены, служащей символом реки времени и очищения, — то есть у дворца, или в бане при дворце; в красном стеклянном параллелепипеде — то есть во внутренних покоях дворца; и в видеопроекции над ними, на стене одной из зальцбургских площадок, Felsenreitschule. Здесь мы видим выразительнейший визуальный аккомпанемент к действию — например, брызги крови и ползущие по ним мухи в момент, когда Орест убивает свою вероломную мать Клитемнестру. Для режиссёра в этом спектакле важнее всего сложный психологический треугольник из трёх женщин — двух сестёр и их матери. Причём обычно мужеподобная Электра в этом спектакле очень женственна и ранима, а противоположная ей сестра Хрисофемида, стремящаяся к «простому женскому счастью», наоборот, весьма решительна и мужественна. Настолько, что вместе с братом убивает любовника матери, Эгиста.
Как и во всех операх Рихарда Штрауса, главное здесь происходит в оркестре — огромном, насыщенном, поражающем богатством гармоний и пиршеством звуков и выражаемых ими эмоций. Самый, наверное, именитый из современных австрийских дирижёров, Франц Вельзер-Мёст, ещё раз доказывает, что он мастер интерпретации Штрауса.
Спектакль оказался удачным, и с конца июля 2021 года он снова пойдёт в Зальцбурге, уже на следующем фестивале, продолжающем юбилейные торжества. Таким образом, зрители российских кинотеатров смогут виртуально присоединиться к фестивальной публике в Зальцбурге.