Спектакль-первенец TheatreHD, незабываемая экстраваганца Дэнни Бойла по мотивам романа Мэри Шелли, остаётся одним из главных хитов проекта. «Франкенштейн» – это уникальный шанс посмотреть на Джонни Ли Миллера в роли существа и на Бенедикта Камбербэтча — в роли его создателя. Но не только: это ещё и возможность увидеть двух ведущих британских актёров, меняющихся ролями.
Проект National Theatre Live. Постановка Королевского национального театра.
Начало десятых стало в карьере Дэнни Бойла временем экспериментов. Летом 2012 года он показал телеаудитории планеты своё самое грандиозное зрелище — церемонию открытия лондонской Олимпиады, а за полтора года до этого, зимой 2011-го, триумфально вернулся в театр «Франкенштейном». Собственно, Бойл и начинал карьеру как театральный режиссёр: до того, как уйти на телевидение в 1987 году, он поставил несколько спектаклей в «Ройал Корте», и пять — в Королевской Шекспировской компании.
Также как церемония открытия Олимпиады, «Франкенштейн» стал триумфом Бойла-концептуалиста. Задействовав в качестве автора сценической адаптации «Франкенштейна» драматурга Ника Дира, режиссёр придумал гениальный ход — чередовать Камбербэтча и Ли Миллера на главных ролях создания и доктора. Помимо нешуточного финансового бонуса (дабы получить исчерпывающее представление о спектакле, зрителям надо ходить в театр два вечера подряд!), эта идея несёт в себе и революционное художественное измерение. Ежевечерне тасуя человеческое и чудовищное, заставляя актёров постоянно сбрасывать одну шкуру и залезать в другую, Бойл создаёт уникальный стереоэффект сценической правды, отменяя её однозначность и восстанавливая естественное многообразие точек зрения на происходящие события и саму жизнь.
Меняясь ролями, Камбербэтч и Ли Миллер демонстрируют высший актёрский пилотаж: трудно представить, что кто-то из зрителей, посмотрев один из вариантов спектакля, не захочет прийти и посмотреть второй. Существует мнение, что Ли Миллер-создание — наиболее яркий из двух, а Камбербэтч органичнее в роли доктора, но чтобы согласиться или опровергнуть это утверждение, надо увидеть в каждой из ролей их обоих. Неудивительно, что актёры разделили между собой две главные лондонские театральные награды — премию Лоуренса Оливье и премию газеты Evening Standard.
Спектакль уникален и своей сценографией: круглая сцена, построенная дизайнером Марком Тилдесли, придуманный им модернистский реквизит (родовая «плацента», из которой рождается создание, и рассекающий по сцене паровоз) навсегда врезаются в память. Музыку к спектаклю написали постоянные саундтрекеры Бойла, электронный дуэт Underworld, а на второстепенных ролях можно заметить много известных лиц: прежде всего, звезду бондианы Наоми Харрис в роли Элизабет и валлийского ветерана сцены Карла Джонсона в роли слепого Де Лейси.
Награды:
Премия Лоуренса Оливье — лучший актёр (Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер), лучшая постановка света (Бруно Поет) Театральная премия газеты Evening Standard — лучший актёр (Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер) Премия общества театральных критиков — лучшая мужская роль (Бенедикт Камбербэтч)
Страна
Великобритания, 2011
Режисер
Дэнни Бойл
Хронометраж
119 мин.
Рейтинги
8,7
В ролях
Бенедикт Камбербэтч, Джонни Ли Миллер, Элла Смит, Джон Киллоран, Стивен Эллиот, Лиззи Уинклер, Карл Джонсон, Дэниэл Миллар, Наоми Харрис, Хейден Доунинг, Уильям Най, Джаред Ричард, Джордж Харрис, Дэниэл Ингс, Мартин Чемберлен, Марк Армстронг, Джон Стал, Андриа Падурару, Джози Дэкстер