Один из важнейших в мире режиссёров-киноархивистов Сергей Лозница в этот раз объединился с музеем «Бабий Яр», чтобы собрать исчерпывающее исследование истории киевского урочища, в котором остались навеки похоронены десятки и сотни тысяч человек, расстрелянных нацистами, в том числе огромное количество евреев. Лозница подходит к этому вопросу с максимально нейтральной позиции, отыскивает огромное количество материала, который ранее никогда не публиковался, и пытается благодаря этому фильму ответить на примере Бабьего Яра для себя на вопрос: как же устроен любой геноцид, каковы его симптомы и механизмы. Проще говоря, помещает ужас Бабьего Яра в глобальный контекст.
В картине, полностью смонтированной из архивной хроники без закадрового голоса, восстанавливается контекст «забытой» трагедии 29 и 30 сентября 1941 года — тогда по приказу немецкого руководства, без какого-либо сопротивления со стороны местного населения, в овраге Бабий Яр на севере Киева были расстреляны больше 33 тысяч евреев.
В СССР об одном из крупнейших массовых убийств Второй мировой войны старались не говорить. Сергей Лозница вспоминает, что в 1970-е годы в Киеве эта тема была под запретом. «Бабий Яр. Контекст» разрушает забвение и реконструирует страшную правду о бесчеловечных эпизодах истории. Создатели киноленты показывают контекст трагедии, охватывая 15-летний исторический период: от вторжения нацистов в СССР до послевоенных лет. В основу фильма легли уникальные съёмки, найденные в официальных и частных архивах в нескольких странах: плёнки немецких и советских военных операторов, видеодневники, сделанные солдатами на любительские камеры, и хроники городских событий. Мастерский монтаж и кропотливая реставрация материалов, голоса свидетелей и реальные звуки войны позволяют спустя 81 год после трагедии хранить знания, переживания и воспоминания об ужасных для человека страницах истории.
«Я думаю, что люди должны узнать правду о том, что происходило. Как на этой земле случилась такая катастрофа, почему. Люди должны понимать механизмы, которые привели к ней, чтобы не допустить её повторения. Для этого нужна правда. Потому что если этого не произойдёт, эта трагедия будет преследовать, как призрак, и не даст возможности развиваться дальше», — говорит Сергей Лозница.
В 2021 году фильм был показан на Каннском фестивале. Российская премьера состоялась на Московском еврейском кинофестивале.
Награды и номинации: 74-й Каннский кинофестиваль — Особое упоминание; номинация: Золотой глаз Иерусалимский кинофестиваль (2021) — номинация: лучший экспериментальный документальный фильм Московский еврейский кинофестиваль (2021) — фильм закрытия, участник внеконкурсной программы