Свои незабываемые каникулы, в которых есть место и домашней пасте, и мороженому, и бесконечным поездкам на мопеде, мальчик по имени Лука проводит в красивом приморском городке, расположенном на итальянской Ривьере. Ни одно приключение Луки не обходится без участия его нового лучшего друга, и беззаботность отдыха омрачает только лишь тот факт, что на самом деле в облике мальчика скрывается морской монстр из глубин лагуны, на берегу которой стоит городок.
«Лука» — полнометражный дебют Энрико Казарозы, анимационного раскадровщика со стажем, который работает над мультфильмами ещё с 2002 года, начиная с «Ледникового периода», и получил номинацию на «Оскар» за свою короткометражку «Луна» (2011). Это не только первый опыт Казарозы в режиссуре полного метра, но и первая картина студии Pixar, почти целиком созданная её сотрудниками дома в связи с COVID-ограничениями.
Как и в случае с «Тайной Коко» (2017), посвящённой мексиканскому Дню мёртвых, фильм Казарозы продолжает курс Pixar на чествование мировых культур. «Лука» навеян детством режиссёра в Италии, неореалистическими фильмами Феллини, Росселлини и Висконти и местными мифами и фольклором. Другой важный источник вдохновения — видение детства и дружбы в нарисованных от руки мультфильмах Хаяо Миядзаки: сюжет о детях из разных миров отсылает к «Рыбке Поньо на утёсе» (2008), а название выдуманного итальянского городка Портороссо, в котором происходит действие «Луки», — к антивоенному шедевру «Порко Россо» (1992).
Музыка к «Луке», которую изначально должен был написать скончавшийся в 2020 году Эннио Морриконе, в итоге была создана американцем Дэном Ромером, известным по работе над другой картиной о детстве посреди воды — «Звери дикого юга» (2012). Кроме того, в мультфильме используются фрагменты из опер Пуччини и Россини и классические итальянские поп-хиты. Главных героев Луку и Альберто озвучили молодые звёзды Джейкоб Тремблей («Комната») и Джек Дилан Грейзер («Мы те, кто мы есть»), а второстепенных — комедианты Майя Рудольф («В лучшем мире») и Саша Барон Коэн («Борат»).