График работы: Ежедневно 10:30–18:00 Выставка продлится до 16.03.25.
Выставка «Быть Качаловым». Навсегда связав свою жизнь с Московским Художественным театром в 1900 году, В. И. Качалов на протяжении почти полувека был властителем дум ряда поколений его зрителей. Любимейший актёр русской интеллигенции, вызвавший восхищение А. П. Чехова и А. М. Горького. Творчество этого великого артиста связано с лучшими традициями русского театрального искусства, в которое В. И. Качалов внёс неповторимое, самобытное, новое, им рождённое, содержание. В том, как В. И. Качалову удалось охватить своим могучим даром гениальные творения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Уильяма Шекспира, Иоганна Гёте, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. А. Блока и В. В. Маяковского, всегда присутствовало и неотразимо воздействовало на зрителей его, качаловское, предельно чистое, отношение к жизни. В. И. Качалов невольно становился, подобно великим русским писателям, учителем жизни. Когда-то в далёком 1900 году на репетиции спектакля «Снегурочка», где В. И. Качалов репетировал Царя Берендея — одну из первых ролей на сцене Художественного театра, К. С. Станиславский воскликнул: «Вы — наш!». О «нашем», Московского Художественного театра, Василии Ивановиче Качалове расскажет эта выставка.
В 1924 году В. И. Качалов представил ответы на подробную анкету по психологии актёрского творчества, составленную театральной секцией Академии художественных наук. В анкете было 67 вопросов. В основном ответы Василия Ивановича были очень лаконичны. Например, на вопрос «оказывает ли влияние на вашу актёрскую работу характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность», В. И. Качалов ответил: «Да». Или на вопрос «нет ли у вас каких-либо приёмов, позволяющих вызывать сценические эмоции», ответ — «У меня — нет». Лаконичное «никогда» прозвучало в ответе на вопрос «во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли вы невольно тон и осанку лица, вами изображаемого». На вопросы, касающиеся режиссуры, партнёрства, отличии эмоций сценических от жизненных, актёр даёт очень подробные ответы, а иногда даже вступает в спор с анкетой.
В 1935 году К. С. Станиславский, поздравляя В. И. Качалова с юбилеем, написал ему: «Вы не можете жаловаться на судьбу, так как провели свою артистическую жизнь — блестяще». И добавил: «Теперь под старость углубляясь думами и чувством в наше искусство, я прихожу к убеждению, что высший дар природы для артиста — сценическое обаяние, которое Вам отпущено сверх меры».
Возможно ли, «быть Качаловым», ведь Василий Иванович величайший артист первой половины XX века. Ему рукоплескали Москва и Санкт-Петербург, люди приезжали из разных городов, чтобы попасть в Художественный театр на спектакль с участием артиста. Драматург В. С. Розов, писал, что «Качалов — это человек, который озарял целое поколение людей своим искусством, своим талантом, он ведь нас облагораживал, он нас поднимал на такие высоты, где дышится легко, где дышится озоном». В 1902 году — В. И. Качалов в это время, начинающий артист МХТ — А. П. Чехов в письме к Л. А. Сулержицкому подмечает, что «Отсутствие Мейерхольда незаметно; в «Трёх сёстрах» он заменён Качаловым, который играет чудесно». А первый историк МХТ Н. Е. Эфрос вспоминал, что когда Василий Иванович исполнял роль Бранда в одноимённом спектакле, где кульминацией была сцена у церкви, где герой артиста «зажигал толпу пророческими словами» и «заражал толпу пламенным энтузиазмом». Когда закрывался занавес, участники этой массовой сцены «целовали руки Бранду, забыв в нём Качалова, а сам он был потрясённый, и слёзы не раз текли по его бледному лицу с прилипшими ко лбу прядями волос».
Создатели выставки обратились к искусственному интеллекту, который ответил, что не существует универсальных рекомендаций, как быть Василием Качаловым, но есть сведения о некоторых его особенностях: Качалов считал, что нужно БЫТЬ внимательным к другим людям, деликатным тактичным и скромным; в работе Качалов БЫЛ требователен, но в обычной жизни отличался лёгкостью и комфортом для людей; актёр БЫЛ известен своей щедростью и не бросал коллег в сложных обстоятельствах; Качалов считал, что актёру надо БЫТЬ профессионалом и часто повторял, что актёру мало хорошо играть разные роли, он должен заново родиться в новой роли.
В. Я. Виленкин, доктор искусствоведения и профессор Школы-Студии МХАТ, который в течении 13 лет проработал секретарём В. И. Качалова, писал в своих воспоминаниях: «Многие думают, что к людям искусства и почему-то к актёрам — особенно лучше не подходить слишком близко в жизни, что это рискованно и обычно грозит разрушением каких-то идеальных представлений, связанных с их творческим обликом. Это может быть и верно, но только в тех довольно редких случаях, когда большой талант не гармонирует с человеческими качествами, с личностью художника. И проявляется вопреки его мироощущению, склонностям, быту и складу ума... Но гораздо чаще такого резкого разрыва между талантом и личностью у больших художников не бывает. И есть среди них немногие, счастливые, всегда особенно любимые, у которых грани между творчеством и повседневной жизнью не существует вообще, у которых жизнь сливается с творчеством безраздельно и гармонически. Таким был Качалов».
На сцене Художественного театра В. И. Качалов сыграл более 55 ролей, практически все главные. На выставке посетители познакомятся с самыми важными ролями в карьере Народного артиста: Царь Берендей в пьесе «Снегурочка», Тузенбах и Вершинин в пьесе «Три сестры», Пётр Трофимов в пьесе «Вишнёвый сад», Юлий Цезарь и Гамлет У. Шекспира, Бранд Г. Ибсена, Карено в пьесе «У врат царства», Анатэма Л. Н. Андреева, Ивана Карамазова и Николая Ставрогина в инсценировках произведений Ф. М. Достоевского и др.
О работе В. И. Качалова в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» расскажет выставка «Качалов — Чацкий», которая откроется в Доме-музее К. С. Станиславского в марте.
На выставке представлены эскизы декораций и костюмов спектаклей, дружеские шаржи, остроумные карикатуры авторства самого Василия Качалова, уникальные фотографии в жизни и на сцене, костюм Гаева из «Вишнёвого сада», бесценные фрагменты видеозаписей, предметы реквизита.
Постоянная экспозиция Музея МХАТ посвящена история Московского Художественного театра со дня легендарной встречи К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» в 1897 г. и до смерти Немировича в 1943 г.
Посетители увидят старинные костюмы, бутафорию, афиши, эскизы известных художников начала XX в. и множество фотографий всех людей, которые наравне с его основателями создавали один из самых известных театров Москвы.
Что обсуждали Станиславский и Немирович на первой «рабочей» встрече в «Славянском базаре»? Почему труппа поехала в экспедицию в Нижний Новгород? Как проходила работа над знаменитой чеховской «Чайкой»? Какое отношение к театру имеют художники «Мира искусства»? И на какой спектакль любил приходить сам И. В. Сталин? Об этом вы узнаете, побывав на нашей Постоянной экспозиции Музея МХАТ.