График работы:
вт–вс 10:00–17:30, пн — выходной
Музей-заповедник «Царицыно» предлагает приобрести комплексный билет на посещение центральных сооружений дворцово-паркового ансамбля — Большого дворца и Хлебного дома.
Большой дворец — монументальное здание с непростой историей. В 1785 году императрица Екатерина II приехала в Царицыно осмотреть резиденцию и осталась недовольна. Почти готовый главный корпус она велела снести до основания и начать строительство заново. Придворный архитектор Василий Баженов был отстранен от работы, подготовку нового плана поручили его ученику Матвею Казакову.
На месте разобранного корпуса Казаков стал возводить грандиозное здание с высокой центральной галереей. К 1796 году Большой дворец был практически готов — только крыша оставалась временной, без декоративных элементов. Начались отделочные работы, но после внезапной кончины Екатерины II стройка в Царицыне прекратилась.
В последующие годы Большому дворцу никак не могли найти достойного применения. В течение двух веков здание разрушалось, реконструкция началась только в 2005-м. За два года руинированный дворец превратился в современный музейный комплекс за старинными стенами. Сейчас здесь размещаются постоянные экспозиции, которые рассказывают об истории создания дворцово-паркового ансамбля «Царицыно», эпохе Екатерины II, ее восшествии на престол, реформах, политической и культурной жизни страны в XVIII веке. В постоянной экспозиции также можно увидеть произведения авторского декоративно-прикладного искусства 1960–1990-х годов. Временные выставки посвящены истории и культуре XVIII века и декоративно-прикладному искусству.
Хлебный дом — самое крупное сооружение баженовского ансамбля, которое строилось как дворцовая кухня. Кухонный корпус Хлебным домом стала называть прислуга. Василий Баженов придумал замаскировать хозяйственный блок под средневековый замок, чтобы здание меньше выбивалось из общего стиля.
Архитектор построил кухонный корпус в виде исполинского куба с закругленными углами. Он отказался от местных стройматериалов в пользу более влагоустойчивого белого камня из Хорошевских каменоломен. Фасады здания украсили эмблемой в виде каравая и солонки, над ними вензель из букв Х и С («хлеб» и «соль»).
Но достроить здание Баженов не успел — Екатерина II раскритиковала его работу и отстранила от проекта. В 1849 году архитектор Василий Дрегалов по распоряжению императора Николая I создал проект переделки Хлебного дома под лечебницу для крестьян. Затем здание превратилось в гостиницу для дачников, а с 1918 года до конца 1970-х дворец с облупившимися вензелями принимал жильцов коммунальных квартир.
В 2006 году Хлебный дом открылся после длительной реконструкции. Теперь его залы — часть исторической экспозиции. В них проходят выставки и вернисажи, а во дворе-атриуме проводятся концерты и театральные мероприятия.
Детям до 6 лет вход бесплатный.
Оперный дом (Средний дворец) — одно из самых интересных и сложно декорированных сооружений в Царицыне. Построен по проекту придворного архитектора Василия Баженова. Наряду с Большим и Малым дворцами Средний дворец предназначается непосредственно для Екатерины II. Он рассчитан на небольшие официальные приемы и церемонии. Домашние спектакли и придворные увеселения. Об этом свидетельствуют сохранившиеся планы дворца — основную его часть занимает огромный зал со сводчатым потолком и великолепной акустикой. К нему примыкают два аванзала поменьше и целая анфилада служебных комнат.
Строительство здания начинается в 1776 году. В оформлении используется традиционный для царицынских сооружений кирпич и белый камень. Обращает на себя внимание характерная черта баженовской архитектуры: двухэтажное здание имеет простой и массивный первый этаж и причудливо украшенный и изящный второй. Из-за этого здание как бы «стремится вверх». Дворец венчает нарядный парапет в виде ажурной аркады с изображением дисков и серпов — они символизируют солнце и месяц.
К 1785 году Средний дворец окончательно готов снаружи. Рабочие штукатурят стены и выстилают полы плиткой. В залах устанавливают изразцовые печи. Однако Екатерина II не одобряет царицынскую резиденцию и отстраняет Баженова от должности. После его увольнения работы в Среднем дворце останавливаются.
В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок и пикников. На плане 1816 года Средний дворец обозначен как «Оперный дом» — здание предполагают использовать под спектакли и музыкальные вечера. Но эти планы не воплощаются в жизнь. Вплоть до начала 1980-х годов дворец пустует. После первой крупной реставрации (1987–1995 гг.) в помещениях Оперного дома размещаются музейные экспозиции и проводятся конференции и концерты.
В 2012 году начинается комплексная реставрация Оперного дома: она длится два года. В результате в здании проложены современные коммуникации. Залы выложены новым паркетом и аутентичной шестигранной плиткой. Подновлены кирпичная кладка и белокаменный декор. С 2014 года в помещениях Оперного дома проходят регулярные выставки.
Детям до 6 лет вход бесплатный.
Одно из малых сооружений дворцовой застройки. Построено в 1776 — 1779 гг. по проекту придворного архитектора Василия Баженова. Сам Баженов в чертежах называет его «третий дом» или «малый домик» (по сравнению с первыми двумя корпусами). Словосочетание «кавалерский корпус» — современное: оно используется только с 1947 года.
По стилю и оформлению Третий кавалерский корпус довольно сильно отличается от двух других кавалерских корпусов. Установить их предназначение до сих пор точно не удается. Однако именно Третьему корпусу императрица явно придает значение: в чертежах здания можно видеть ее собственноручные правки.
Третий кавалерский корпус стоит на живописном холме возле Среднего Царицынского пруда. Это одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами и скругленными внешними углами. Венчает здание изящная башенка-бельведер. Внутри находится круглый зал — причем одна его часть по замыслу Баженова выступает наружу и образует полуротонду.
Внутренние отделочные работы Третьего кавалерского корпуса начинаются в 1784 году. Рабочие кладут полы и штукатурят стены. Установлены изразцовые печи.
Но в 1785 году Екатерина II отказывается от новой резиденции. Формальная причина — тесные и низкие помещения. Баженова отстраняют от должности. Строительство прекращается.
Однако в последующие годы здание активно используется — в отличие от остальных построек. В начале XIX века Царицыно — популярное место для загородных прогулок. В связи с этим некоторые постройки ансамбля переделываются под кафе и развлекательные заведения. Вплоть до начала 1830-х годов Третий кавалерский корпус используется в качестве «трактира и гостиницы». Постепенно здание ветшает. Башня-бельведер обрушивается. С 1872 года его использует как дачу коллежский советник Иван Давидов (он же арендует и все царицынские оранжереи). В результате здание Третьего корпуса сильно видоизменяется. Лестницы закладывают. Главный вход переносят. К тому же к зданию пристраивают большую террасу. А в начале ХХ века на прилегающем участке появляются надворные постройки. Сараи. Конюшни. Курятник.
После революции 1917 года Царицыно переименовывают в поселок Ленино. В здании размещается «Большевистский клуб политическо-спортивного союза молодежи». Затем — Ленинский клуб имени Ф. Шкулева.
В середине 1920-х годов весь дворцово-парковый ансамбль переходит в ведение Главнауки. В 1927 году — к 10-летию Октябрьской революции — в Третьем кавалерском корпусе открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он занимает всего несколько комнат. Но пользуется большой популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на подлинные коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей.
В 1930-е годы — на волне коллективизации — музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону сельского хозяйства. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. В Третьем кавалерском корпусе проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». В конце концов музей теряет популярность у публики — и его закрывают.
С 1937 по 1973 гг. здание занимает районный Дом культуры с кинотеатром. Затем — Управление капитального строительства Академии художеств СССР. А В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора — художника Ильи Глазунова — Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея. В Третьем кавалерском корпусе размещаются дирекция и фондохранилище.
В результате реставрационных работ 1998–2003 гг. зданию возвращают исторический вид. Сегодня в Третьем Кавалерском корпусе размещается экспозиция музея — «Дачное Царицыно».
Детям до 6 лет вход бесплатный.
Комплексный билет дает возможность посетить все музейные пространства в основных корпусах царицынского дворцового комплекса: Большой дворец, Хлебный дом, Оперный дом, Третий кавалерский корпус и Оранжерейный комплекс. Билет действует в течение месяца.
Обратите внимание, что каждое здание по этому билету можно посетить только один раз.
Графика работы
ср–чт, вс 10:00–18:00
пт–сб 10:00–20:00
пн–вт выходной
Единственный в Москве усадебный оранжерейный комплекс с 250-летней историей. Первые оранжереи появляются здесь еще в начале 1740-х годов. С течением времени экзотические фрукты и декоративные растения становятся «фирменным знаком» Царицына. В 2007–2008 годах здания оранжерей воссоздают по старинным чертежам. По сохранившимся описям оранжерейного хозяйства работники парка-музея сегодня вновь выращивают экзотические растения — как и 250 лет назад.
В середине XVIII века на этом месте стоит усадьба Черная Грязь. Ее занимают сыновья молдавского князя Дмитрия Кантемира. Деревья в их парке аккуратно подстрижены. На пруду устроен квадратный остров для уединенных прогулок. При усадьбе содержатся целых три сада и деревянная оранжерея. В ней выращивают розы и виноград. Инжир и померанцы. Груши и алоэ. За растениями ухаживают специально нанятые садовники.
В 1775 году Екатерина II покупает Черную Грязь. Одновременно с распоряжением о строительстве новой резиденции императрица велит прислать в усадьбу двух придворных садовников из Москвы «для исправления садовых работ». В 1778 году архитектор Баженов предлагает Екатерине построить еще одну временную оранжерею — «ибо размножаются деревья, а ставить их некуда». Также устраивается пруд для полива растений. К середине 1780-х годов количество оранжерейных деревьев достигает десяти тысяч. Появляется целый комплекс из трех огромных каменных оранжерей. Ими управляет опытный немецкий растениевод Иоганн Рак. Под его началом дело идет крайне успешно: оранжерейные садовники даже получают 20% с выручки за проданный урожай. В то же время Рак использует царицынские оранжереи как тренировочную базу для начинающих садовников: через газету «Московские ведомости» предлагает помещикам отдавать крестьян к нему в обучение.
После смерти Екатерины строительство усадьбы останавливается. Однако сады и оранжереи продолжают цвести. Реорганизацией усадебного хозяйства в то время занимается глава Экспедиции кремлевского строения Петр Валуев. Дальнейшее развитие Царицына как плодово-ягодного хозяйства — фактически его заслуга. К началу 1840-х годов средний годовой доход от продаж фруктов и ягод составляет 5000 рублей. (Для сравнения — годовая аренда трехкомнатной квартиры в Петербурге в то время стоит 100–150 рублей).
Под руководством Валуева ремонтируются старые оранжерейные корпуса и строятся новые. Здесь действуют уже восемь каменных оранжерей. Царицыно становится одним из самых крупных поставщиков фруктов и ягод в Москву. При этом право собирать урожай предоставляется на арендной основе. Деньги с аренды идут на ремонт оранжерей.
Но к 1858 году президент Московской дворцовой конторы констатирует: расходы на содержание садовников и уход за оранжереями значительно превышают доходы от продаж. В результате принимается решение сдать весь комплекс в аренду купцу Давидову. Тот арендует оранжереи вплоть до 1883 года. Причем по договору имеет право перестраивать их и даже разбирать.
В конце XIX века наиболее ветхие оранжереи продают под снос. Земля под ними застраивается дачами. Дольше других сохраняется Виноградная оранжерея. В советское время в ней размещаются коммунальные квартиры. К 1990-м годам и она превращается в руины.
В 2008 году царицынский оранжерейный комплекс восстанавливают по сохранившимся описям и чертежам. В 2011 году для широкой публики открываются экспозиции растений в трех оранжереях. Сегодня в них круглый год созревают экзотические плоды и благоухают цветы и травы — как двести с лишним лет назад. Для детей и взрослых в Оранжерейном комплексе проводятся образовательные экологические мастер-классы и экскурсии.
Детям до 6 лет вход бесплатный.
В музее-заповеднике Царицыно пройдёт Второй международный день медитации. Организатор фестиваля проект Organic People, популяризирующая йогу и здоровый образ жизни, начиная с 2012 года. Она известна своими социальными проектами: «Йога в парках», «Медитация в парках» и Международный день йоги, который каждый год посещают более 100 тысяч человек.
Событие приурочено к празднованию Всемирного дня медитации, который отмечается 21-го мая.
Международный день медитации начнётся с массовой практики медитации, в прошлом году на поляне перед главной сценой одновременно медитировали более 1200 человек. День медитации пройдёт при поддержке генерального радиопартнёра фестиваля радио Relax FM.
После этого начнут работу более 40 площадок от ведущих школ со всей России по различным направлениям медитации, йоги, лекциями о здоровом образе жизни, красоты, правильного питания и саморазвития всего же в Международном дне медитации примут участие более 100 мастеров, такие как Сева Прем, Владимир Голотропчук, Анна Семенюк, Александр Братчиков, Митра Джи и другие.
Любителей музыки ожидают две сцены с живыми выступлениями артистов разных направлений — киртан (мантры), электро, джаз и саундхилинг.
На фестивале также развернётся грандиозный Organic People Market c тематической йога продукцией — дизайнерская и йога одежда, редкие изделия ручной работы из разных стран, продукты полезного питания, натуральная косметика, экотовары и вегетарианский фудкорт. На фестивале также будет работать детская зона.
Вход на фестиваль свободный, но действуют две категории билетов: Практик и ВИП. По билету «Практик» можно будет посетить занятия от ведущих студий в шатрах — это более 40 площадок с ведущими преподавателями и мастерами медитации и йоги и других практик. По ВИП билету доступен вход в зону ВИП с эксклюзивными мастер-классами от хедлайнеров фестиваля и специальный подарок от организаторов фестиваля.
Загружаем схему зала